«

»

Разъяснение Минрегиона России по вопросу осуществления полномочий в сфере градостроительной деятельности, земельно-имущественных отношений сельскими поселениями

В связи с принятием Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 136-ФЗ) Главным редактором журнала «Управление развитием территорий» А.Н. Береговских в адрес Минрегиона России было направлено обращение о разъяснении вопроса разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, в частности при утверждении генеральных планов сельских поселений, документации по планировке территории сельского поселения, а также при выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, в случае нахождения земельного участка в сельском поселении, и о внесении соответствующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

25 июля 2014 г. Минрегионом России подготовлен ответ на указанное обращение (далее – ответ на обращение), содержащий следующие разъяснения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) в редакции ФЗ № 136-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесены следующие вопросы:
— составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;
— установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
— владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
— обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
— создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
— создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
— обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
— формирование архивных фондов поселения;
— утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм);
— присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;
— содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
— организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
— оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.

Таким образом, из полномочий сельских поселений исключены важнейшие полномочия в области земельно-имущественных отношений, градостроительной деятельности:
— утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории;
— выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения;
— утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
— резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения;
— осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ вопросы местного значения, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Как отмечается Минрегионом России в ответе на обращение, ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ № 131-Ф3 органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Таким образом, осуществлять отдельные полномочия в области градостроительства и земельно-имущественных отношений органы местного самоуправления сельских поселений смогут только при наличии заключенных соглашений с органами муниципального района и бюджетного финансирования на осуществление переданных полномочий.

По вопросу внесения изменений в ГрК РФ в части приведения его в соответствие с изменениями, внесенными ФЗ № 136-ФЗ, Минрегионом России сообщается, что в настоящее время в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 22 июня 2014 г. № Пр-1448 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 26 мая 2014 г. и перечнем поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 30 июня 2014 г № ДМ-П16-4824 Минрегион России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляет разработку проектов федеральных законов, направленных на приведение федеральных законов в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления, в соответствие с ФЗ № 131-ФЗ в редакции ФЗ № 136-ФЗ.

Как указано на сайте Президента Российской Федерации, реализация указанных поручений должна быть осуществлена в срок до 1 сентября 2014 г.

С ответом на обращение Минрегиона России можно ознакомиться в приложении к настоящей новости.

исх-14-283.pdf (267.79 КБ)
Резолюция Минрегиона России.pdf (872.53 КБ)

Источник expert-kadastr.ru